Новости и события театра

  • 10.12.2018
    До старта новогодней декады остаются последние две недели
    В Ярославском театре кукол в самом разгаре репетиции новогоднего спектакля «Морозко».
  • 27.11.2018
    Будут и новые встречи
    Завершились обменные гастроли двух театров кукол – Ярославского и Вологодского. Гастроли в обоих городах прошли с большим успехом, при полных аншлагах.
  • 26.11.2018
    27 ноября 2018 г. состоится юбилейный 200-й спектакль "Кот в сапогах", 3+
    Поздравляем!!!

Архив новостей

Отзывы и предложения

Губернаторский социальный проект "На высокой волне"

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

Форма обратной связи

в печать 
Репертуар на Сентябрь 2018

Репертуар на Октябрь 2018

Репертуар на Ноябрь 2018

Репертуар на Декабрь 2018

 
 

 

 

 

 

Николай Бойко: «Позволил себе дописать Толстого…»

14 октября в Ярославском театре кукол состоится премьера спектакля «Три медведя». Этот уютный и камерный спектакль по мотивам одноименной сказки Л. Н. Толстого ставит на камерной сцене заслуженный артист республики Крым режиссер-постановщик Николай Бойко. Николай Васильевич живет в Краснодаре, а работает режиссером-постановщиком в театре кукол «Калейдоскоп» в небольшом городке Камышин Волгоградской области. Мы побеседовали с Николаем Васильевичем о том, как идет работа над новым спектаклем.

 - Режиссеры нередко обращаются к одному и тому же драматургическому материалу по нескольку раз. В этой связи вопрос: первые ли это «Три медведя» в вашей творческой биографии?

- Нет, однажды я уже ставил «Трех медведей» в Краснодарском театре кукол. Но художественное решение этого спектакля некогда придумала замечательный художник-постановщик Ярославского театра кукол Елена Береснева. Придумала для своего мужа, тоже прекрасного артиста, Николая Брюханова, который этот спектакль с большим успехом играл. Мне эта идея тоже очень понравилась, и я поставил свой спектакль. 

- Получается, что в начале этой постановки было не слово, а образ?

- Именно так! Но в театре кукол толчком к созданию спектакля может быть что угодно. Например, увидишь какую-то тряпочку с дырочкой, и чем-то она тебя цепляет. Ходишь, думаешь, прикидываешь так и эдак, а потом, оттолкнувшись от нее, придумываешь какой-то ход, или еще что-то.

-Однако вернемся к нашим медведям… Если пересказать эту историю человеку, который не имеет о ней ни малейшего представления (допустим, что такой отыщется!), то получится так: девочка без разрешения пришла в чужой дом, все там перепортила, переломала и убежала, оставшись безнаказанной. В чем же мораль этой сказки?  Что вы хотите сказать детям, рассказывая эту историю?

- В нашем спектакле есть три ключевых момента, на которых мы заостряем внимание зрителей. Во-первых, этот спектакль про то, что нельзя без разрешения взрослых убегать из дома; во-вторых, мы предостерегаем детей от похода в незнакомые им места. Ну, и наконец, третий момент касается того, что нельзя брать без спросу чужие вещи, и, тем более, их ломать. Мы позволили даже себе дописать историю, записанную Львом Николаевичем Толстым, вступив в невольное соавторство с писателем. В нашем варианте у Маши в конце истории появляется мысль, что надо бы при случае сходить и повиниться перед медведями, то есть она осознает, что поступила неправильно, что она – виновата. То есть некая мораль все-таки звучит.

- По вашей задумке сказку «Три медведя» перед зрителями разыгрывает актер?

- Да, это будет моноспектакль, в котором сыграет заслуженный артист России Валерий Смирнов. И он, действительно, играет роль артиста театра кукол, который здесь и сейчас  разыгрывает эту историю для зрителей.  Наш спектакль – камерный, и это необычный формат для Валерия Валентиновича. Здесь нужны иные, доверительные интонации, нежели в пространстве большой сцены.

- Сейчас дети с пеленок привыкают совсем к иной эстетике: современные анимационные фильмы, в большинстве своем, компьютерные; иных популярных у детворы персонажей просто невозможно опознать людям, выросшим на советских мультфильмах. И, на мой взгляд, большинство мультгероев, которыми сегодня увлечены наши дети, просто уродливы. Как эти же самые дети, привыкшие к эффектам, стрелялкам, смеху за кадром, иной эстетике воспринимают такие простые истории, как «Три медведя»?

-  Я не могу вам этого объяснить, но когда дети, оторвавшись от планшетов и телефонов, приходят в театр и начинают смотреть спектакль, в них что-то просыпается. Наверное, это биология, подсознание…. Не знаю. Позволю себе небольшое лирическое отступление. Моя жена, актриса Валентина Николаевна Криницкая играет спектакль «Заюшкина избушка». По формату, по форме общения со зрителем, он соразмерен тому спектаклю, над которым мы сейчас работаем с Валерием Смирновым. Это очень теплый, доверительный спектакль, и дети увлекаются, сопереживают героям. Смотрят на эту маленькую куколку в руках артиста, и что-то их цепляет в этой простой истории. Пусть на время, но цепляет. Они переживают эту историю вместе с героями сказки, и это, на мой взгляд, главное.

- Спектакль «Три медведя» рассчитан на маленьких зрителей, которые приходят в театр со взрослыми. А как вы относитесь к так называемому организованному зрителю, когда школьники приходят в театр целыми классами?

- Я, конечно, всей душой стою за семейное посещение театра, когда родители вместе с детьми смотрят спектакль, потом вместе идут домой, обсуждают увиденное. Это замечательно!  Но и в том, что дети приходят на спектакль целыми классами, тоже не вижу ничего плохого. Главное, подготовить их к этому посещению, заранее объяснить правила поведения в театре. В моей практике, а я работаю в театре много лет, лишь однажды был абсолютно провальный спектакль, когда дети ни в какую не хотели смотреть и слушать.  

- Почему режиссеры обращаются к одному и тому же материалу? В афише любого театра кукол вы увидите все тех же «Трех медведей», «Машу и медведя», «Аленький цветочек» и так далее? Неужели так бедна детская литература, что и поставить больше нечего?

- Просто есть опорные точки, без которых не обойтись – тот же «Колобок», «По щучьему веленью», «Репка»…  Каждый родитель в нашей стране непременно читает своим детям эти сказки, и именно поэтому эти названия есть в каждой афише. Я редко беру в работу такие хрестоматийные произведения, стараюсь придумывать что-то свое,  зачастую сам пишу инсценировки.

- Как же готовые пьесы? Их нет?

- Есть, но их очень мало. Или в готовых пьесах много брака… Я предпочитаю писать сам, чтобы ни к кому потом не предъявлять претензии.

- С каким материалом предпочитаете работать?

- Люблю русские народные сказки, которые можно рассказывать по-честному, без обмана. Все наши сказки о чем? Они посвящены инициации, посвящению молодого человека в жизнь, в творчество, в любовь, и рассказывать об этих настоящих, ключевых вещах надо по-настоящему.

 TRY MEDVEDYA

Morozkomorozko

Для электронной покупки билетов пройдите по ссылке:  Купить билеты онлайн     https://quicktickets.ru/yaroslavl-teatr-kukol

 

Цена билетов на спектакли 250 руб.

 

ПАМЯТКА гражданам об их действиях при установлении уровней террористической опасности

Роскомнадзор открыл информационно-развлекательный сайт для детей и подростков http://персональныеданные.дети/

 #ЯрославскийТеатрКукол