Новости и события театра

  • 17.04.2019
    Акция «Большие гастроли»
    В рамках проекта «Большие гастроли» КАЖДЫЙ ВТОРОЙ БИЛЕТ Вы получаете БЕСПЛАТНО
  • 15.04.2019
    Тверские спектакли-«пряники» публике пришлись по вкусу
    На сцене Ярославского театра кукол с большим успехом прошли гастроли Тверского театра кукол.
  • 09.04.2019
    Первый всероссийский социологический опрос театральных зрителей

Архив новостей

опрос

 
 

Отзывы и предложения

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

Форма обратной связи

в печать 
Репертуар на Сентябрь 2018

Репертуар на Октябрь 2018

Репертуар на Ноябрь 2018

Репертуар на Декабрь 2018

Репертуар на Январь 2019

Репертуар на Февраль 2019

Репертуар на Март 2019

Репертуар на Апрель 2019

Репертуар на Май 2019

Репертуар на Июнь 2019

banner

 

 

 

Николай Морозов: Кино, в отличие от театра - это "консервы"...

Николай Морозов: Кино, в отличие от театра – это «консервы»…

Ярославскому театру кукол очень повезло – вот уже несколько лет с театром активно  сотрудничает известный российский композитор Николай Александрович Морозов. Спектакли, к которым он писал музыку, с большим успехом идут на сценах ведущих театров страны и за рубежом. Он много лет работал в БДТ имени Товстоногова, преподавал в Академии театрального искусства и Санкт-Петербургской консерватории. В его творческом досье музыка к кинофильмам и анимационным лентам, а количество спектаклей, к которым написал музыку Николай Александрович, вообще, по-моему, не поддаются исчислению.

Зато возможно посчитать спектакли в репертуаре Ярославского театра кукол, к которым написал музыку композитор Морозов. Это «Златовласка» (режиссер Алексей Смирнов), и музыка в этом спектакле принесла Николаю Морозову звание лауреата в номинации «Лучшая работа композитора» на V областном фестивале профессиональных театров; «Путешествие Голубой Стрелы» (режиссер Петр Васильев), «Котенок по имени Гав» и «Драма о царе Ироде»  (режиссер Алексей Смирнов).

Новый театральный сезон открылся премьерой спектакля «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», и вновь над спектаклем главный режиссер театра Алексей Смирнов работал в творческом тандеме с композитором Николаем Морозовым. О новом спектакле ярославских кукольников, о месте музыки в воспитании зрителя и о многом другом мы и побеседовали с Николаем Александровичем Морозовым.

- Наверное, не совсем правильно спрашивать «ну, как вам спектакль?» одного из авторов этой постановки, и, тем не менее, поинтересуюсь вашим мнением.

-  Я давно уже понял, что нет предела совершенству. Это как у Гегеля: абсолютной истины не бывает; как только ты приближаешься к ней, она удаляется и этот процесс бесконечен. Так и в нашем случае. В процесс работы над спектаклем мы достигали каких-то успехов и тут же открывались новые перспективы и возможности; мы поднимались на новую ступень и ситуация повторялась. У меня к любой своей работе всегда есть претензии, и мне всегда хочется что-то доделать, подтянуть и так далее. Сказать, что я доволен абсолютно всем, нельзя. Но существует ведь и целостное восприятие, и в этой системе координат ответ однозначен: спектакль состоялся. Он выстроен по форме, продуман, прочувствован… Конечно, есть нюансы, которые хотелось бы сделать иначе, но это не всегда зависит именно от тебя, а упирается в деньги, время, возможности артистов и так далее. Но, если говорить в целом, то – да, спектакль состоялся, и я рад этому.

-Спектакль – живой «организм», и совершенствование его может  быть продолжено…

-Однозначно! Вот чем и хорош театр в отличие от кино. Ведь кинематограф – это, по сути, «консервы». Ты сделал свое дело, артисты – свое, фильм снят, он вышел в прокат, и ты уже ничего не сможешь изменить. Другое дело – театр. Каждый спектакль, сколько раз его не играй, будет отличен от другого. Проведите как-нибудь эксперимент:  спросите разные театральные службы после одного и того же спектакля, как он прошел, и вы услышите диаметрально противоположные ответы. Например, осветитель скажет, что сегодня был прекрасный спектакль – вся техника работала как часы и световая партитура «прозвучала» идеально. А монтировщик может заявить: ужасный спектакль, у меня трос заело… Звукооператор скажет, что в общем и целом все ничего, да вот микрофон что-то зафонил в третьей сцене… Но это – мнение о спектакле тех людей, которые работают в театре. Зритель же спектакль воспринимает целиком.

- В спектакле «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» главных действующих лиц, на самом деле, не два, чьи имена вынесены в заглавие, а три. Я имею в виду музыку. Она точно шампур, на который нанизано все повествование.

- Есть такое понятие как музыкальная драматургия. В этом спектакле музыкальная драматургия выстроена так, что она является формообразующей. Есть спектакли, построенные по принципу номеров – здесь танец, а вот здесь – песня, и в конце – веселая музыка. В «Добрыне» же все построено на лейтмотивах, и все темы отдельно прорабатываются. Мы с режиссером спектакля Алексеем Смирновым, прежде чем приступить к работе, только сценарий раза четыре переписывали. Я как композитор мыслю формой и временем, и сразу вижу, где мы по ходу сценария можем завязнуть, или где задумка режиссера может не сработать. И мы совместными усилиями выстраивали сценарий. Если бы это был музыкальный театр, были бы немного другие задачи. Но у нас  - театр кукол, и хотя мы работаем с этими артистами на протяжении уже пяти лет, и постоянно занимаемся вокалом, они – не профессиональные певцы, и надо было прописывать материал так, чтобы это многоголосие было им по силам. Один из главных персонажей спектакля у нас хор. Это не музыкальный хор, а хор-рассказчик , как в Древней Греции. Хор ведет всю эту историю, комментирует и сам же разыгрывает. Конечно, это была очень непростая задача для артистов.

- «Непростая» – это еще мягко сказано. Надо признать, что и слушать эту музыку, эти хоровые речитативы – тоже труд для зрителя. Наверное, пришлось изрядно потрудиться, чтобы адаптировать аутентичную былинную мелодику для современного уха?

- Вся музыка в спектакле – авторская, поэтому об адаптации «аутентики» речь не может идти. По поводу зрительского «труда»  я вот что думаю. С одной стороны, я уже давно понял, что не надо опускаться до уровня среднестатистического зрителя. И так уже опустились ниже некуда, к сожалению. Убежден, что зрителя надо поднимать до своего уровня. С другой стороны, не надо недооценивать зрителя. Хотя я знаю достаточно известных артистов, которые убеждены, что зритель – дурак  (извините за грубость, но в данном случае, это – цитата), и потому вести себя с ним надо соответственно…

- Этот тот самый вариант, когда «пипл хавает»? Терпеть не могу это выражение, но тут уж, что называется, лыко – в строку…

- Да, и я никогда с этим не соглашусь. Много лет назад произошел случай, который перевернул мое сознание в этом отношении. Я был тогда студентом консерватории и принимал участие в так называемом «поезде искусств»  - артисты выступали с концертами на разных производствах в обеденный перерыв. А у меня в программе совсем не популярные шлягеры, а авторские произведения консерваторского уровня. И вот приезжаем мы на фабрику производства окатышей (это полуфабрикат металлургического производства)… В красном уголке собрались люди в робах, которые ждут, что их сейчас будут развлекать в их обеденный перерыв. Нет, говорю я ребятам, работаем на полную катушку, как в зале консерватории. Когда мы начали концерт, я увидел эту метаморфозу – сидевшие вразвалочку люди незаметно подтянулись, как изменились выражения их лиц. Как они аплодировали, как не хотели нас отпускать в конце! А ведь мы им не попсу какую-нибудь играли, а серьезную музыку. Когда артист разговаривает со своим зрителем на равных, не снисходительно, а доверительно, то и диалог получается совсем другим. Надо поднимать зрителя до своего уровня, чтобы он учился смотреть, слушать, учился думать. Я, когда работаю, никогда не ставлю перед собой задачу сделать что-то проще. Нет! Я – за серьезный разговор со зрителем.  

- Приходилось ли вам раньше писать музыку для спектаклей, в чьей драматургической основе были былины?

- Нет, «Добрыня Никитич» - это мой первый опыт работы с таким материалом. Хотя во мне и есть «восьмушка» арийской крови, я ощущаю себя русским человеком, и мне было интересно пофантазировать на тему русской былинной культуры,  придумать что-то любопытное и небанальное.

- Это уже не первый спектакль, который ставится в театре при вашем участии. И каждый из этих спектаклей – очень музыкальный. Как вы оцениваете возможности труппы театра кукол в этом плане?

-  Мы начинали со «Златовласки», и я прекрасно помню, что при полном доверии, которое установилось между мной и артистами, для них мои требования – петь и играть на незнакомых им инструментах – были шоком. Но мы тогда справились. Каждый следующий спектакль, будь то «Котенок по имени Гав» или «Драма о царе Ироде», ставил перед ними новые задачи в вокальном плане, и артисты продолжали учиться и расти в профессиональном плане.

Очень часто сталкиваюсь с таким заблуждением: например, говорит мне некий режиссер, что через три месяца мы начинаем работу над спектаклем, и вот тогда-то артисты и запоют. Да ничего подобного, не запоют!  Нужно запустить процесс подготовки к тому, чтобы артисты запели, заранее, и в случае с Ярославским театром кукол этот процесс был запущен пять лет назад. Мне есть с чем сравнивать. Только что вернулся из Твери, где работал над спектаклем в одном театре. Так вот, там артисты хотят петь всей душой, но одного желания недостаточно, они не готовы. Пока еще.

Я вообще убежден, что такие спектакли со сложной музыкальной партитурой необходимы для артистов театра. В любом театре должен быть постоянный тренинг по трем дисциплинам – сценическая речь, вокал и движение. Если подобный тренинг существует, тогда можно ставить высокие цели и успешно достигать их. Артисты Ярославского театра кукол наглядное тому подтверждение.

Morozov

Интервью записала Лариса Сахарова.

челябинск

Для электронной покупки билетов пройдите по ссылкеКупить билеты онлайн     https://quicktickets.ru/yaroslavl-teatr-kukol

 Цена билетов на спектакли 250 руб.
 

ПАМЯТКА гражданам об их действиях при установлении уровней террористической опасности

Роскомнадзор открыл информационно-развлекательный сайт для детей и подростков http://персональныеданные.дети/

 #ЯрославскийТеатрКукол