Новости и события театра

  • 22.09.2021
    Николай Морозов: «Музыка начинается там, где заканчиваются слова»
    Композитор Николай Морозов о работе над спектаклем «Кому на Руси жить хорошо»
  • 20.09.2021
    Разговор об искре, бочке и русских народных космонавтах
    Идут репетиции спектакля «Кому на Руси жить хорошо?»
  • 17.09.2021
    Коллектив театра проголосовал на выборах в Государственную Думу.

Архив новостей

94

 94

94

94

94

94

94

отзывы

форма

Петр Васильев: «Ответь себе, за что ты не любишь творчество Некрасова»

95

На первой репетиции спектакля «Кому на Руси жить хорошо» режиссер-постановщик Петр Васильев посоветовал актерам сформулировать для самих себя такую мысль: за что ты не любишь Некрасова:

-Этот совет я подсмотрел в лекции Дмитрия Быкова «Непонятый Некрасов». У нас почему-то не принято любить Некрасова… (В отличие от Пушкина, которому в плане публичного признания повезло значительно больше – он, как известно, «наше все» и «солнце русской поэзии» - автор). Но как только вы четко сформулируете для себя, что же вам не нравится в творчестве Николая Алексеевича, то ответ, как правило, будет противоположный.

Вот с таких противоречий и парадоксальных утверждений начался наш разговор с режиссером-постановщиком спектакля «Кому на Руси жить хорошо», лауреатом театральных премий «Золотой софит» и «Золотая маска» Петром Васильевым.

- Я обратила внимание на репетиции, что вы читаете Некрасова наизусть «километрами» - это и лирическая поэзия, и «Железная дорога», и многое другое, не имеющее отношения к поэме «Кому на Руси жить хорошо». Вы настолько любите творчество Николая Алексеевича?

-Не могу этого сказать, но ведь надо знать предмет и материал, с которым ты работаешь. Не секрет, что выбор произведения для постановки принадлежит не мне, а театру. Я бы сам, честно говоря, не решился на это.

-Не решился или не захотел?

-Пожалуй, все-таки первое. Здесь, безусловно, есть о чем поговорить, и это масштабное произведение ставит не один вопрос, вынесенный в заглавие, а множество вопросов. Но я полагаю, что эти исследования лежат не в области театра, а в области литературы и истории России. Театр кукол не выдерживает много текста, надо находить иносказание и образы, потому что совсем лишать стихотворное произведение текстовой основы было бы неправильно. Чтобы сделать отбор материала для спектакля, мало прочитать одно произведение, потому что незавершенная, но завершающая жизненный путь Некрасова поэма зиждется на всем том, что он уже сделал прежде. Я слушал лекции о творчестве поэта, в том числе и Дмитрия Быкова, с обсуждения которой начался наш разговор.

- Вы согласны с утверждением Быкова, что Некрасов остается для большинства из нас непонятым?

- В рамках школьной программы мало кто из учителей может позволить себе уделить должное время изучению этой темы. Русские женщины, народный заступник Гриша Добросклонов – герой главы, которой заканчивается поэма. Вот и все. Но не сам поэт поставил эту главу в финал, так после смерти Некрасова распорядился издатель, которому на тот момент показалось, что именно в этом заключается основная мысль произведения. А когда ты в спектакле перетасовываешь хрестоматийный текст, всегда есть опасность, что зрителем окажется целевая аудитория – старшеклассники во главе с учителем литературы, который может либо полемизировать с тем, что он видит, соглашаясь или не соглашаясь, либо огульно ругать только на том основании, что «нас не так учили в школе». Я нашел свой интерес в том, что сама история позволяет отказаться от нарратива, последовательного повествования, а потому можно компановать это произведение так, чтобы выразить свою мысль как участника процесса.

-Вы упомянули о целевой аудитории. Некрасова проходят в 10-м классе, а спектакль рекомендован для зрителей старше 16 лет.

-Маркировка по возрасту – требование законодательства. Не секрет, что вся поэма пронизана «русским», а именно винным, хлебным духом, и выбросить это было бы совершенно неправильно. Но если есть не только упоминание о винопитии, но и демонстрация (мы ни в коем случае не говорим о пропаганде!), то это автоматически повышает возрастной ценз. Хотя вспомните великое произведение Николая Лескова «Левша», которое проходят в 6 классе: там казак Платов снабжает своей водкой-кизляркой Левшу, и весь путь от России до Англии они пьют, не просыхая, и умирает Левша от белой горячки? Произведение до сих пор печатают в учебниках без купюр; более того, в книгах есть иллюстрация, на которой казак Платов сидит в окружении пустых бутылок и курит трубку. Учебник утвержден министерством образования. По-моему, учитель должен быть проводником ребенка в мир сложных, неоднозначных тем, которые затрагивает русская литература.

-Упомянутого вами Лескова вы берете в соавторы Некрасову в спектакле. Кто еще в этой славной компании?

- Николай Гоголь, Федор Достоевский, Венедикт Ерофеев. По ходу репетиций могут появиться и другие включения, но в любом случае это будут небольшие отсылки, узнаваемые (я надеюсь) цитаты, и тем интереснее, «прочитает» ли их публика.

- В новом спектакле кроме литературных цитат есть и киноцитата…

- Да, главная изюминка нашей постановки - совмещение несовместимых произведений, поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и фильма Георгия Данелии «Кин-дза-дза». Не случайно в основе декораций, придуманных прекрасным художником-постановщиком Алевтиной Торик, - пепелац, фантастический летательный аппарат, который потом трансформируется во многое другое. Потому что вопрос «кому живется весело, вольготно на Руси» - риторический, ответа на него нет, а абсолютного счастья и вовсе не существует. Довольствуйся тем, что имеешь – это лично мой ответ на вопрос о счастье. Н. А. Некрасов в главе «Счастливые» рассуждает так же: коли ты солдат и жив остался, да земли есть надел, живи и радуйся, зачем тебе знать, как живут другие? Это же ящик Пандоры, многие знания - многие печали… Я считаю, что дед с бабой в сказке о золотом яйце принялись его бить для того, чтобы не увидел необычного яйца никто. Откуда у мужика золото? Испокон веков не было у мужика богатства, золото-бриллианты - только у царя, найдут у мужика, станут допытываться откуда, беды не оберешься…Поэтому первая мысль – разбить, да и дело с концом.

-Получается, что заданный Некрасовым вопрос становится в ряд других риторических вопросов «кто виноват» и «что делать».

-Я бы сюда добавил еще и Маяковского с его «кем быть» и «что такое хорошо и что такое плохо». Но это уже другая история.

-Позади уже треть репетиционного периода. Насколько получается то, что задумано?

- Огромная, незавершенная поэма Некрасова занимает 400 страниц, моя инсценировка уместилась на 36 листах, и еще полтора листа мы сократили в ходе репетиций. Но вот в главе «Помещик» автор неожиданно для меня «взбунтовался»: у нас была попытка своими словами, более кратко, передать пространное стихотворное повествование Некрасова, но поэт явно сказал – «э нет, шалишь, тут я сокращений не потерплю, иначе никто ничего не поймет». Приходится вносить корректировки по ходу репетиции. Возможно, будут и другие сюпризы.

Интервью записала Лариса Сахарова

06.09.2021


95


 

23 сентября в  18:30 часов - открытие 95-го театрального сезона. Премьера спектакля «Кому на Руси жить хорошо», 16+


 ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В БЕЗОПАСНЫЙ ТЕАТР!


94

Персонал театра вакцинирован от COVID-19


Для электронной покупки билетов пройдите по ссылкеКупить билеты онлайн     https://quicktickets.ru/yaroslavl-teatr-kukol


Цена билетов на спектакли 250 руб. По одному билету может пройти только один человек, независимо от возраста.

94   94  94 94  94  94 94    94  94   94   94  94 94

94  94  94   

 ©#ЯрославскийТеатрКукол