Новости и события театра

  • 22.09.2021
    Николай Морозов: «Музыка начинается там, где заканчиваются слова»
    Композитор Николай Морозов о работе над спектаклем «Кому на Руси жить хорошо»
  • 20.09.2021
    Разговор об искре, бочке и русских народных космонавтах
    Идут репетиции спектакля «Кому на Руси жить хорошо?»
  • 17.09.2021
    Коллектив театра проголосовал на выборах в Государственную Думу.

Архив новостей

94

 94

94

94

94

94

94

отзывы

форма

Разговор об искре, бочке и русских народных космонавтах

- Мне так нравятся эти костюмы-мешки, что я всерьез подумываю, а не сшить ли мне и себе такой? – художник-постановщик спектакля «Кому на Руси жить хорошо» Алевтина Торик с живым интересом смотрит на сцену. Там идут последние репетиции спектакля.

95

Алевтина Торик – художник в мире театра именитый, увенчанный всевозможными званиями и регалиями: лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», Высшей национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин», победитель в номинации «Лучшая работа художника» фестиваля «Золотой Дельфин-2008», Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий-2010». Как художник, Алевтина Торик поставила более полутора сотен спектаклей. Один из них – в Ярославском театре кукол: это замечательный спектакль «Бармалей» (режиссер Николай Боровков). И вот – новая долгожданная  встреча. 

- Когда я впервые услышала о предложении театра поставить некрасовскую поэму «Кому на Руси жить хорошо», первая мысль была очень простая – отказаться, причем категорически. Как это делать? Кому это сегодня надо?! А как представила, что школьников будут строем в обязательном порядке водить на этот спектакль – бррр,…нет, отказаться. Но режиссер Петр Васильев, с которым мы давно работаем и понимаем друг друга с полуслова, большой интеллектуал. Он перелопатил горы литературы, лекций, и всего прочего, связанного с Некрасовым и этим произведением, и предложил мне: давай сядем и просто спокойно порассуждаем – может, что-то мелькнет?  И вдруг подумалось, что эта поэма – о вечном поиске человеком счастья. Бесконечная, в общем, история, вне времени и пространства. А под понятие «бесконечность» более всего подходит космос. Но ведь и наша Россия – тоже космос: бескрайний, непроходимый, непонятный, загадочный, местами погрязший чуть ли не в средневековье. Так в одной точке пересеклись Россия, в которой мало что изменилось с некрасовских времен, поиск человеком счастья и космос. И нас осенило - да это же «Кин-дза-дза» Георгия Данелии!

-Та самая искра не просто промелькнула, из нее разгорелось пламя!

-Еще какое! Вдруг стало интересно придумывать что-то вокруг этой идеи, разминать ее. Как отправились некрасовские мужики двести лет тому назад по белому свету искать, кому живется весело, вольготно на Руси, так и скитаются по сей день. Скарбом обросли, семьями обзавелись, знаний с миру по нитке понахватались, а зуд исследовательский все не утихнет.

- Средство передвижения у мужиков уж очень необычное…

- Бочка? Самая русская емкость! Они же пьют постоянно, и с горя и с радости. А в чем еще русским народным космонавтам путешествовать? Ведь бочка несет информацию и об уникальной живучести русского мужика, достаточно вспомнить сказку Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане: «…В бочку с сыном посадили,/ Засмолили, покатили/ И пустили в Окиян - / Так велел-де царь Салтан». Да, наш спектакль начинается с откровенной цитаты из фильма «Кин-дза-дза» – и визуально мы это подчеркиваем, и музыкально: мы вдохновлялись этим. Как только нам пришла в голову эта мысль, сразу стало интересно и весело работать. Мой педагог в Академии, замечательный мастер Тамара Васильевна Миронова говорила, что идеи пойдут, как только тебе станет интересно и весело. Даже если ты ставишь трагедию, а ведь в поэме «Кому на Руси жить хорошо» тоже веселого мало, согласитесь, на уровне придумывания спектакля должно быть смешно. Только тогда спектакль получится живой и настоящий. Мне кажется, у нас это получилось…
-Насколько задуманное вами воплотилось на сцене?
- Какие-то первоначальные идеи трансформировались, но это нормальный процесс. Я на самом деле получаю удовольствие просто от процесса работы. Делаю эскизы, придумываю, как будут выглядеть наши персонажи, и актеры и куклы, как будут работать декорации. Зачастую я не вижу итога, готового спектакля. Но мне достаточно самого процесса работы над ним. 
-Этого не может быть!
-И, тем не менее, это правда. Мы выпускаем по 10-12 спектаклей в год, и увидеть их все – просто нереально. Есть и внутренний страх: увидеть в итоге не то, что ты придумала. Ведь рождение спектакля – процесс коллективный, включаются режиссер, композитор, артисты, и каждый привносит что-то свое. В конце концов, есть внешние, не зависящие от тебя, обстоятельства. Я не собиралась приезжать в Ярославль накануне премьеры, но я очень счастлива, что оказалась здесь. Так радостно, что твою мысль подхватили все, причастные к созданию спектакля. Просто счастье видеть, как актеры обыгрывают декорации, и они это делают на двести процентов, я даже не предполагала этого! 
- Кроме удивительного «пепелаца» - бочки, в которой наши герои попадают на землю, в спектакле работают очень необычные куклы.

- Да, это куклы-мешки… Ведь герои за годы странствий накопили немало добра. Мы с Петей Васильевым очень любим таких мягких кукол без сложной механики. Они работают точнее, когда оказываются в тему. А здесь как раз тот самый случай. Знаете, я сегодня сидела на репетиции, на прогоне, и раза три даже заплакала. Хотя я все знаю: ведь сама придумывала эти костюмы, декорации и этих кукол, мы проговаривали всю эту историю от и до, но как повысился ее градус, когда все участники работают с таким восторгом, с такой отдачей.

-Произведение, к созданию которого вы имеете самое непосредственное отношение, начинает жить самостоятельной жизнью.

- Да, и это меня так тронуло! Насколько пронзительно, искренне и честно это сделано – и режиссерски, и актерски… Я очень рада, что тогда, в самом начале нашего пути, мы нащупали эту искру интереса.

95

95

20.09.2021 

Материал подготовила Л.Сахарова


 

 


95


 

23 сентября в  18:30 часов - открытие 95-го театрального сезона. Премьера спектакля «Кому на Руси жить хорошо», 16+


 ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В БЕЗОПАСНЫЙ ТЕАТР!


94

Персонал театра вакцинирован от COVID-19


Для электронной покупки билетов пройдите по ссылкеКупить билеты онлайн     https://quicktickets.ru/yaroslavl-teatr-kukol


Цена билетов на спектакли 250 руб. По одному билету может пройти только один человек, независимо от возраста.

94   94  94 94  94  94 94    94  94   94   94  94 94

94  94  94   

 ©#ЯрославскийТеатрКукол