Новости и события театра

  • 21.03.2019
    21 марта - Международный день кукольника
  • 09.03.2019
    Замена спектакля
    Внимание! Замена спектакля 10 марта (воскресенье) в 12:00 в связи с болезнью артиста состоится спектакль «Теремок», 3+, взамен ранее объявленного спектакля «Царевна Лягушка», 5+. Приносим извинения за доставленные неудобства. Билеты действительны. Спектакль «Царевна Лягушка» переносится на 24 марта.
  • 01.03.2019
    Праздничная акция «Подарок МАМЕ»
    Акция проводится 9 и 10 марта. В акции участвуют спектакли «Медвежонок Римтимти» и «Царевна - Лягушка». При покупке билета для ребенка мама (или бабушка), пришедшие с ребенком в театр, перед началом спектакля получают бесплатный входной билет.

Архив новостей

Отзывы и предложения

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

Форма обратной связи

в печать 
Репертуар на Сентябрь 2018

Репертуар на Октябрь 2018

Репертуар на Ноябрь 2018

Репертуар на Декабрь 2018

Репертуар на Январь 2019

Репертуар на Февраль 2019

Репертуар на Март 2019

Репертуар на Апрель 2019

 

 

 

 

 

 

banner

В бутафорском цехе

Здесь рождается спектакль

Мария Демидова /Ярославский регион. Северный край/№15(26459) 20 апреля 2016

О том, как создается визуальный образ кукольной постановки рассказала художник-постановщик Ярославского театра кукол Елена Береснева.

В бутафорском цехе пахнет одновременно клеем, краской, деревом и кофе. Здесь, в сердце Ярославского театра кукол, рождаются персонажи самых разных спектаклей, из обрезков бумаги и ткани возникают макеты декораций, от которых вскоре захватит дух у зрителей.

Театральная постановка – всегда результат совместной работы большого коллектива: режиссера, художников, актеров, осветителей, рабочих сцены… Но именно в кукольном спектакле работа художника выходит на первый план. Ведь от того, какими он увидит персонажей пьесы, во многом зависит то, какие эмоции вызовет театральное действо у зрителей.

– Конечно, работа над оформлением спектакля начинается с самой пьесы, – рассказывает Елена Береснева. – Учитывая возможности театра и состав труппы, режиссер определяет, какие персонажи будут участвовать в постановке, сколько их будет. Как правило, заранее известно, кто из актеров какого персонажа будет оживлять.

При создании кукол мы стараемся это учитывать. Хотя, конечно, все предугадать невозможно: случается и так, что актера по какой-то причине заменяют уже в процессе репетиций.

В мастерской Елены Александровны десятки книг: сборники сказок, книги по истории игрушки, издания о моде и о старинной мебели и даже энциклопедии, посвященные музыкальным инструментам, птицам, бабочкам… Все эти материалы необходимы для работы: в них художник-постановщик черпает вдохновение и знания, чтобы создать цельный и убедительный образ.

Сначала – система

В ходе работы над спектаклем режиссер и художник-постановщик решают, какие системы кукол будут использоваться в спектакле.

– Этот выбор зависит от самой пьесы, – поясняет Елена Береснева. – Можно, конечно, и «Гамлета» решить в петрушках, но это будет уже совсем другая пьеса.

В современном театре перчаточные куклы используются редко. Им на смену пришли марионетки. Актеры управляют ими при помощи нитей, прикрепленных к специальному приспособлению – ваге. Еще одна распространенная система – тростевые куклы. Они с давних времен существовали на Востоке, а в Европе их впервые стали использовать советские художники-кукольники Ефимовы. К рукам таких кукол прикреплены трости, благодаря которым кукловоды могут разнообразить жестикуляцию персонажей. Куклы этой системы часто используются в театре имени Образцова. Иногда одного персонажа водит до шести актеров.

– В современном театре используются самые разные куклы, – говорит Елена Александровна. – Часто в одном спектакле применяется несколько систем. Даже для одного персонажа иногда изготавливается несколько различных кукол. Золушек, например, у нас было три. Героиня представала перед зрителями в разных нарядах, а быстро переодеть куклу не так-то просто, а часто и невозможно. Для «Алисы в стране чудес» мы делали несколько кукол разных размеров и разных систем, чтобы показать изменение роста девочки и добиться других интересных эффектов. А в «Карлике Носе» главных героев было сделано пять.

Бывает и так, что дублируется не вся кукла, а только ее часть. Например, если персонажу предстоит выглядывать из окна высокой башни, куда сложно подняться актеру, бутафоры делают копию верхней половины куклы, которую можно поднять вверх на шесте.

Эскизы и макеты

Когда система определена, начинается разработка самих кукол и декораций. Вдохновение художник черпает отовсюду. Так, например, идея «живых» кубиков из спектакля «Алиса в стране чудес» была навеяна оригинальным календарем, подаренным Елене Бересневой в санкт-петербургском театре и долгое время без дела лежавшим в мастерской.

– Сначала я делаю эскизы и наброски, – рассказывает Елена Александровна. – Затем леплю макет будущей куклы: сначала в уменьшенном виде вылепливаю куклу целиком, а затем – голову в натуральную величину. Это позволяет увидеть персонажа в объеме, понять, как он будет выглядеть на сцене. Для лепки я использую смесь обычного детского пластилина со скульптурным, поскольку сам по себе скульптурный пластилин очень жесткий, и когда делаешь кукол по двадцать для спектакля, с ним работать тяжело.

Обязательно создаются макеты и для декораций. (макет создается  в первую очередь, а куклы-позже )

– Я для себя делаю приблизительный небольшой макет из обычной бумаги. А потом, тщательно просчитав размеры, собираю основной макет в масштабе 1 к 10, - говорит Елена Береснева. – Когда начнется работа над декорациями, мастерам нужно будет просто измерить детали и исполнить их в масштабе.

Художник учитывает и ряд технических деталей: как менять декорации в ходе спектакля, где будут находиться актеры, куда вмонтировать механизмы или светотехнику для создания необычных визуальных эффектов…

– Я всегда слежу, как идет работа над куклами и декорациями для спектаклей, визуальное оформление которых разрабатываю, – признается Елена Береснева. – Чтобы не возникало недопонимания, и персонажи выглядели именно так, как должны.

Тонкости исполнения

Над визуальным оформлением спектакля трудится немалый коллектив. В штате Ярославского театра кукол, помимо художника-постановщика, шесть художников-бутафоров, швея, столяр, два механика, которые не только работают над куклами, но и помогают делать декорации. Координирует процесс заведующий постановочной частью.

Бутафоры кукольного театра – мастера на все руки. Большинство из них по образованию художники. Приходят сюда и из  швейных училищ, и из специализированных театральных учебных заведений. Специфику работы с театральными куклами новые сотрудники обычно осваивают уже на практике: учатся друг у друга, усваивают различные хитрости.

– Отдельная наука – одеть куклу, – приводит пример Елена Береснева. – Во многих театрах это делает швея. Но результат не всегда хорош. Есть, конечно, швеи, которые профессионально работают с театральными куклами, но неопытные  могут так сделать костюм, что кукла просто не будет работать. Много тонкостей нужно учитывать. Есть, например, детали, которые не пришиваются, а приклеиваются к кукле… Поэтому у нас в театре кукол одевают бутафоры.

В обязанности швеи входит не менее ответственное дело – изготовить костюмы для актеров. В современном кукольном театре часто используется так называемый живой план, когда кукловод работает с персонажем открыто, на глазах у зрителей, а иногда даже вступает с ним в диалог. Так что одеяние актера оказывается не менее важной деталью спектакля, чем кукольный костюм.

Над созданием кукол Елена Береснева всегда работает сама, часто берясь за совсем не женские инструменты и занимаясь, например, резьбой по дереву. Руками Елены Александровны мастерски вырезаны головы персонажей спектаклей «Златовласка» и «Рождественская история».

Работа с лицом куклы – зона особой ответственности. Ведь даже неподвижное лицо должно выражать эмоции, зачастую противоположные.

– Чтобы добиться эффекта смены эмоций, можно по-разному вырезать правую и левую части лица. Тогда при каждом новом повороте или при изменении освещения кукла будет смотреть по-новому, – делится секретом Елена Береснева. – Опытные актеры знают это, подмечают особенности каждой куклы и используют их для создания более убедительного образа персонажа.

Жизнь после спектакля

Рядом со сценой Ярославского театра кукол есть помещение с сундуками и специальными вешалками. Здесь куклы живут между спектаклями. А вот персонажей постановок, вышедших из репертуара, может ждать самая разная судьба.

– Куклы, не использующиеся в нынешнем репертуаре, хранятся на складах, - говорит Елена Александровна. – Некоторые остаются у нас в мастерской. Вот, например, кукла из спектакля «Любовь дона Перлимплина» по пьесе Гарсиа Лорки. Она была создана около тридцати лет назад.

Иногда спектакль, сойдя со сцены Ярославского театра кукол, обретает новую жизнь в другом месте. Богатая путешествиями жизнь выпала на долю спектакля «Русалочка». Этот спектакль был создан совместно со студентами Ярославского театрального института и сначала шел на студенческой сцене. Затем возникла идея немного дополнить постановку и играть ее в Ярославском театре кукол. А в 90-е годы «Русалочка» отправилась в Мытищи, в театр кукол «Огниво», основанный ранее работавшим в Ярославле актером Станиславом Железкиным.

А иногда декорации и куклы сошедшего со сцены спектакля используются для других постановок. Правда, случается такое крайне редко и только в том случае, если над обоими спектаклями работает один и тот же художник.

– Так было со спектаклем «Огниво», – вспоминает Елена Береснева. – Он был сделан 26 лет назад. Спектакль шел недолго (каких-нибудь 5-6 лет). Для основного зрительного зала он был маловат, а на камерной сцене не хватает высоты для работы с марионетками. Какое-то время спектакль жил в музее, а потом из него решили сделать «Принцессу на горошине». Всех кукол переделали. Кому-то отрезали ноги, кому-то добавили новые детали… И только одну куклу – принцессу – я не дала трогать. Забрала ее к себе, а для спектакля сделали новую.

До сих пор кукла-принцесса из «Огнива» висит в мастерской Елены Александровны. Художник называет эту куклу своей любимицей.

Фото Сергея Белякова

http://yarreg.ru/articles/20160421095910

Для электронной покупки билетов пройдите по ссылкеКупить билеты онлайн     https://quicktickets.ru/yaroslavl-teatr-kukol

 Цена билетов на спектакли 250 руб.

ПАМЯТКА гражданам об их действиях при установлении уровней террористической опасности

Роскомнадзор открыл информационно-развлекательный сайт для детей и подростков http://персональныеданные.дети/

 #ЯрославскийТеатрКукол