Новости и события театра
-
26.11.2024Директор о премьерах и планах сезона
-
06.11.2024Ярославский театр кукол - участник проекта «Пушкинская карта»
-
06.11.2024Стань героем России!
Архив новостей
Директор о премьерах и планах сезона
Новый год Ярославского театра кукол: Директор о премьерах и планах сезона
В Ярославском театре кукол умеют удивлять зрителей и устраивать праздники. Сейчас здесь вовсю готовятся к главному событию в творческом сезоне каждого детского театра – новогодней кампании. Чем живет в эти предновогодние дни театр, что ждет зрителей в новом сезоне, как живет коллектив без главного режиссера и планируется ли кого-то пригласить на эту должность – об этом рассказал директор театра, заслуженный работник культуры России Дмитрий Стрекалов.
Дмитрий Ардальонович, очередной, 98-й сезон в театре кукол открылся почти новогодней по настроению премьерой – спектаклем «Севрная сказка». Он заворожил и удивил публику. Как удается выстраивать отношения с постановщиками таким образом, что в репертуаре всё время появляются необычные спектакли, которые для театра становятся шагом вперед?
Наш театр – один из немногих в стране, где есть спектакли-долгожители. И у нас довольно большой репертуар. Сейчас в нем 44 названия, еще 4 постановки в работе. Выпускать спектакли-однодневки, спектакли проходные у нас нет необходимости. Мы не гонимся за количеством, а предпочитаем качество. Продолжаем репетиции, пока не убедимся, что достигли совершенства.
Существует другая модель театра: когда чуть ли не каждый месяц выпускают премьеру, поэтому спектакль живет недолго, освобождая место для следующей премьеры. Был, например, знаменитый Театр Корша, где премьеру выпускали каждую пятницу, и всю неделю до следующей пятницы играли этот спектакль. Обе модели имеют право на существование, но у нас так сложилось, что спектакли живут подолгу, и поэтому нет смысла выпускать недоделку.
В новогодней афише театра скоро пропишется спектакль «Солнышко и снежные человечки». Когда-то эта пьеса уже была в репертуаре…
Да, у нас эта пьеса уже была поставлена в новогоднюю кампанию 2002 года нашим режиссером Еленой Тадеушевной Борисовой, профессором, заслуженным работником культуры РФ. На этот раз праздничный, новогодний спектакль по замечательной пьесе Александра Веселова готовит режиссер Алексей Смирнов.
А чем руководствуетесь, когда принимаете решение – браться за ту либо иную постановку или нет?
В год нам поступает порядка тридцати-сорока предложений от постановщиков. Из них выбирается три-четыре – то есть десятая часть. По какому принципу 90 процентов отсеивается, а 10 процентов пускается в работу – объяснить какой-то юридической либо экономической формулой или еще чем-то невозможно. Моя работа как руководителя в том и заключается, чтобы понять, что ставить надо, а что – не надо. Это решение принимается на уровне интуиции. Иногда бывают ошибки. Но они бывают гораздо реже, чем удачи. При этом в творческом деле ошибки – это не всегда плохо. Любая ошибка, любой опыт – всё равно в «плюс», как минимум, будешь знать, в какую сторону больше ходить не надо.
Спектакль «Северная сказка», которым открылся сезон, поставили наши замечательные актрисы. Режиссером выступила Ирина Климушкина, художником – Ольга Тимошина, хореографом – Екатерина Соколова. Сложился такой вот талантливый девичник. Сложился в определенной степени вынужденно, поскольку планы были сверстаны под главного режиссера Алексея Владимировича Смирнова, но он принял решение в очередной раз покинуть театр. Наши актрисы подхватили выпавшее знамя – в конце прошлого сезона Ирина Климушкина выпустила спектакль для самых маленьких зрителей «Были-небылицы», жанр его определен как скоморошина. А в начале нового сезона поставила «Северную сказку». Основная задача была не только в том, чтобы получить новые названия в репертуаре, но и в том, чтобы в театре постоянно шел репетиционный процесс. В итоге в афише появились качественные работы, которые нравятся публике.
В театре сейчас нет главного режиссера. Появится ли он в новом сезоне? И есть ли кандидатуры на эту должность?
Несколько очень неплохих режиссеров предложили свои кандидатуры. Но я надеюсь, что к нам вернется Алексей Смирнов. Он уже уходил от нас. Потом возвращался. Я жду, что он вернется снова. Тем более что сейчас он начинает работу над новой постановкой – это будет «Маленький принц» Сент-Экзюпери. Художником спектакля станет заслуженный работник культуры РФ Елена Береснева.
«Маленьким принцем» будете закрывать текущий сезон?
Пока точных сроков нет. Рассчитываем выпустить спектакль до конца этого сезона. Но мы зависим и от окончательного завершения ремонта в здании театра, и от процесса переноса на основную сцену поставленных за эти годы спектаклей, и от планов Алексея Владимировича – поскольку он один из лучших в стране режиссеров театра кукол и достаточно востребован, у него много предложений и уже взятых на себя обязательств. Поэтому если у нас творчески и организационно получится выпустить «Маленького принца» в этом сезоне – выпустим. Если что-то не будет получаться, то лучше выпустим позже, но сделаем работу качественно.
Вы уже сказали, что в репертуаре театра есть спектакли-долгожители. Некоторые играются даже по тысяче раз! Но ведь поколения пусть немного, но всё же меняются. Как оставаться интересными новому зрителю и сохранять традиции?
Знаете, я не могу это объяснить словами. Внутренний голос подсказывает. У нас бывали (и нередко!) случаи, когда мы делали заведомо «одноразовый» спектакль, а он становился любимым у зрителей. Так, например, было с «Кентервильским привидением». Спектакль родился по просьбе бутафора Ольги Смелянец, которая заканчивала институт как художник-постановщик, и ей надо было сделать дипломный спектакль. Мы согласились, чтобы режиссер Елена Борисова сделали с Ольгой какую-то фитюльку, с которой та защитит диплом, и всё на этом. В результате с этим спектаклем мы и на «Золотую Маску» съездили, и прошел он у нас какое-то безумное количество раз, и до сих пор в репертуаре. Или, допустим, спектакль «Бука». Он был сделан на один сезон для летних лагерей. Там вообще ничего нет – ни пьесы, ни декораций. А в итоге спектакль прошел больше тысячи раз! Долго-долго-долго жил. И до сих пор зрители про него спрашивают, хотя мы уже лет десять его не играем. Но, поскольку публика интересуется, будет ли «Бука» снова в репертуаре, мы сейчас обсуждаем, не поставить ли заново этот материал.
Из спектаклей-долгожителей в нынешнем сезоне в 250-й раз пройдет «Кот в сапогах», который сделали режиссер Николай Боровков и художник Нелли Полякова – оба заслуженные деятели искусств РФ, лауреаты высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». И также в 250-й раз в этом сезоне мы сыграли спектакль «Золотой цыпленок», который давным-давно поставил заслуженный работник культуры РФ Александр Вадимович Волотовский, в то время бывший главным режиссером нашего театра.
В этом году отмечался юбилей Пушкина. Ровно 25 лет назад, к 200-летию поэта, мы выпустили спектакль «Что за прелесть эти сказки». Делали его как выставку кукол в отдельном небольшом зале, чтобы во время антракта зрители посмотрели на кукол, созданных по мотивам разных сюжетов Пушкина. В процессе решили, что куклы в театре все-таки должны не просто стоять на полках, а оживать. И Елена Борисова написала сценарий, по которому поставила этот спектакль. На днях сыграли его уже в 737-й раз.
На все эти спектакли приходят уже внуки первых зрителей. Постановки пользуются спросом, они живые, поэтому нет смысла расставаться с ними.
А что нового ждет зрителей в этом театральном сезоне?
Мы готовим премьеру «Золотой ключик» по сказке Алексея Толстого. Работают над спектаклем режиссер Петр Васильев, который у нас уже дважды ставил спектакли и поэтому хорошо знаком труппе, а также художник Алевтина Торик и композитор Николай Морозов. Этот спектакль рассчитан на большую сцену, его мы будем играть уже в родных стенах. И Васильев, и Торик, и Морозов – очень сильные постановщики, они все лауреаты и «Золотой Маски», и петербургской премии «Золотой софит», приглашаются на постановки в разные, очень хорошие театры страны, много работают за рубежом. В нашем театре они поставили «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова и «Путешествие Голубой стрелы» Джанни Родари.
И, кстати, сейчас этот творческий союз уже начинает работать над следующей постановкой в нашем театре – спектаклем для взрослых «Дракула» по мотивам романа Брэма Стокера.
Но вернемся к ближайшим планам. Одна из целей нашего театра – формирование гражданской и нравственной позиции юных зрителей. В 2025 году страна отмечает 80-летие Победы. И к этой важной дате театр готовит премьеру. После войны по радио много лет шла передача «Найти человека». Автором этой передачи была детская писательница Агния Барто. Она зачитывала письма потерявшихся во время войны людей, которые искали своих близких. Скажем, из Ленинграда детей увозили в разные города, часто было неизвестно – в какие именно. Некоторые дети даже не точно помнили свою фамилию, потому что были еще маленькими. Многие благодаря этой передаче нашли своих родственников. А потом Агния Барто написала книжку «Найти человека». Именно по этой книжке мы делаем спектакль. Его поставит режиссер Московского театра кукол Валерий Баджи. У нас давние дружеские отношения с этим режиссером, но мы с ним никогда не работали. И вот, наконец, что называется, сошлись звезды. В Ярославском театральном институте Баджи руководит лабораторией повышения квалификации режиссеров театра кукол. Поэтому он стал чаще бывать в Ярославле, и мы с ним договорились о постановке. А художественным решением этого спектакля займется наша заведующая мастерскими, заслуженный работник культуры РФ Елена Севрикеева. Постановка сложная, потому что сама основа непростая. Но я надеюсь, что это не будет спектакль-однодневка, и мы его сыграем не только ко Дню Победы.
Планируются ли новые гастроли театра, поездки на фестивали?
По экономическим причинам гастроли стали редкостью. Федеральное Министерство культуры выделяет деньги на гастроли при условии, что они будут обменными. Поскольку нам принимать гостей пока негде, мы не попадаем в эту программу. Но есть договоренности с Уфой, с Брянском об обменных гастролях. Когда будет возможность принять гостей у нас, такие гастроли, конечно, состоятся. А пока мы с удовольствием ездим в соседний Рыбинск, довольно активно работаем по районам области, а также играем в местных Домах культуры. Нет на карте области такого населенного пункта, где мы не выступили перед местной детворой.
Сейчас в основном здании театра завершается капитальный ремонт в рамках нацпроекта «Культура». Насколько обновится Театр кукол после ремонта?
У нас зрительный зал нестандартный, обычные кресла в нем не установишь, поэтому сорок лет назад были изготовлены специальные лавки, которые уже дважды капитально ремонтировали, но пришло время починить их и в третий раз – укрепить металлическую основу, сменить поролон, обтянуть новым бархатом. На днях кресла вернулись из мастерской и скоро будут установлены в зрительном зале. А главное: заново сделана сцена, которая за четыре десятилетия полностью расшаталась, даже ежегодные текущие ремонты не спасали положение. Мастера из Петербурга фактически построили сцену заново, сейчас проводим ее тестирование.
Во время ремонта здания театра некоторые спектакли не могли идти в том пространстве, куда переехал коллектив. Возобновится ли их показ после возвращения в родные стены?
Я надеюсь на это. Спектакль – это живой организм. Если он какое-то время не идет, да еще, не дай бог, театр покинул кто-то из занятых в нем артистов, то восстанавливать такой спектакль – значит, ставить его, по сути, заново. Иногда для восстановления достаточно двух-трех репетиций, а иногда и месяца недостаточно. И спрогнозировать этот процесс всегда очень сложно.
В театре появляются новые артисты. Каких принципов, какой стратегии придерживаетесь при формировании труппы?
Мы руководствуемся всегда одними и теми же принципами. Во-первых, это должен быть человек талантливый. А во-вторых, он должен быть лично заинтересован жить и работать в Ярославле. Но главное, конечно, это талант и индивидуальность. Важно, чтобы в труппе были разноплановые артисты, чтобы никто не простаивал, чтобы всем находилась работа. Решение я всегда принимаю лично. Потому что главный режиссер, как любой творческий человек, может увлечься каким-то артистом, а через какое-то время остыть. Творческие люди имеют право, во-первых, на сложный характер, во-вторых – на какие-то увлечения, которые могут очень быстро сойти на нет. У директора таких прав нет. Директор должен, понимая всё это, ограничивать некоторые творческие свободы. Театр – это не только искусство, но и сложное производство. Результат нашей работы – репертуар, который интересен публике долгие годы, – говорит сам за себя.
Для взыскательных зрителей Ярославский театр кукол – в первую очередь дом, где живет подлинное искусство. Далеко не каждому театру удается долгие годы сохранять подобную репутацию. Как удается вам?
В нашем коллективе давно и прочно сложилась доброжелательная, творческая атмосфера. В труппе установилась многолетняя традиция отмечать все важные события – юбилеи артистов, премьеры, закрытие сезона – капустниками, в которых актеры с удовольствием придумывают что-то неординарное, по-настоящему творческое. В таком постоянном живом общении и рождается тот живой театр, в котором на первом месте всегда будет искусство.
Лора Непочатова.
ВНИМАНИЕ! СПЕКТАКЛИ ПРОХОДЯТ ПО АДРЕСУ: Ярославль, ул.Свободы, 17 г, (В связи с проведением капитального ремонта в основном здании театра)
Обращаем Ваше внимание! Билет приобретается для каждого зрителя. По одному билету может пройти только один человек, независимо от возраста. Билет действителен только на указанное в нем число и время.
Для электронной покупки билетов пройдите по ссылке: Купить билеты онлайн