Новости и события театра

  • 24.09.2024
    Ярославский театр кукол - участник проекта «Пушкинская карта»
  • 18.09.2024
    Валерий Валентинович Смирнов удостоен премии!
    Валерий Валентинович удостоен областной премии «За высокое служение театру и развитие традиций Фёдора Волкова».
  • 18.09.2024
    Мы открыли 98-ой театральный сезон!
    Время радости и волшебства: в Ярославском театре кукол открыли 98-й сезон

Архив новостей
95
VK Banner-11.png
 

VK Banner-5.png

qr_code.png

 94

95

96

Госуслуги жкх

мошенники

Режиссер Алексей Владимирович Смирнов

Два года назад, прекрасным весенним днем, труппе Ярославского театра кукол был представлен новый главный режиссер Алексей Владимирович Смирнов.

Его появление в театре стало заметным событием. Первый же поставленный им спектакль «Златовласка» собрал весь мыслимый урожай наград на V областном фестивале профессиональных театров: победу в двух номинациях - «Лучшая мужская роль в театре кукол» (Никита Тимошин) и «Лучшая работа композитора» (Николай Морозов), и, наконец, высшую награду фестиваля – Гран-при.

Перевалил за экватор второй театральный сезон пребывания Алексея Смирнова в должности главного режиссера Ярославского театра кукол. Было время осмотреться, поработать и помечтать. Обо всем этом мы и побеседовали с Алексеем Смирновым.

- Во время нашего первого интервью, вы сказали, что собираетесь заняться «выстраиванием репертуарной политики театра».  Что удалось сделать в этом направлении?

-Главный режиссер театра – это режиссер форс-мажорных обстоятельств. Ты можешь хотеть одно, но возникает производственная необходимость, и ты вынужден корректировать свои планы в связи с этим. Работа в театре – это всегда компромисс. Но если всегда идти на компромисс и бесконечно учитывать пожелания со стороны, то ничего и никогда не сделаешь как художник. Работа над спектаклем «Рождественская история» в какой-то степени была моим ответом «производственной необходимости». Я сказал: буду ставить так, как считаю нужным. И поставил.

Я вижу, что идут подвижки в том, что называется «творческий ресурс». Например, артисты начали охотнее и активнее заниматься вокалом, и результаты этой актерской работы над собой уже заметны. Я надеюсь, что актерам самим интересно то, что я им предлагаю.

- За «отчётный период», уж простите за канцеляризм, вы поставили четыре спектакля – это уже упомянутые «Златовласка» и «Рождественская история», а также «Котенок по имени Гав» и «Зимовье зверей». Какая из этих постановок лично для вас стала событием?

- «Рождественская история» - однозначно, я долго шел именно к такому спектаклю. Хотя, и «Зимовье зверей» - это попытка сделать тот театр, который мне очень нравится. Я понял, что в труппе есть артисты, которые понимают этот язык, и готовы его транслировать. Это приятно.

- Принимают ли вашу театральную эстетику зрители, как вы считаете?

- Мне трудно судить об этом, я не бываю ведь в зрительном зале на каждом спектакле.

- Но есть такое расхожее понятие – «зритель голосует рублем», то есть если в зале аншлаг, авторы спектакля попали в «яблочко».

- Кассовый спектакль не всегда является синонимом удачной режиссерской работы. Есть кассовые названия, что называется, обреченные на успех – «Котенок по имени Гав» по известным сказкам Григория Остера как раз из этой серии. В основе этого спектакля хорошая драматургия, зрители постарше ценят словесный юмор, для малышей специально придуманы смешные мелкие персонажи - мыши, за которыми они с удовольствием наблюдают.

Тут ведь как бывает? И спектакль - хорош, и зритель – хорош, тем более мы привыкли к тому, что зритель всегда прав. Но бывает несовпадение зрительского возрастного ценза и содержания спектакля. Как-то на «Зимовье зверей» после первого же танца из зала вынесли рыдающего двухлетнего малыша. Но позвольте, в аннотации к спектаклю указан рекомендуем возраст – старше пяти лет. Родители посчитали свое чадо вундеркиндом, которому такое зрелище по силам. Кто виноват в том, что малыш и спектакль «не совпали»? 

- В репертуаре театра есть спектакль, который тоже пережил такое «несовпадение» со зрителем – «Путешествие Голубой Стрелы», который поставил по сказке Джанни Родари прекрасный режиссер из Санкт-Петербурга Петр Васильев. Сначала этот спектакль играли во время новогодней декады, и далеко не все зрители были довольны. В текущем сезоне спектакль был включен в абонемент для младших школьников, и это уже совсем другая история - потому что зритель «дорос» до спектакля, он понимает, о чем говорит автор, способен сопереживать героям…

-  Что касается новогодней декады, то тут срабатывает стереотип – взрослые зрители ведут маленького ребенка на новогоднюю елку развлекаться. И это уже вопрос внутренней культуры. Джанни Родари писал очень социальные сказки – вспомните «Чипполино», «Джельсомино в стране Лжецов». «Путешествие Голубой Стрелы» - история с глубоким социальным подтекстом. Некоторых родителей оскорбило, что в спектакле говорится о неравенстве, и что фея не раздает подарки всем детям подряд. Но, простите, к каждому спектаклю есть аннотация. И если взрослый зритель не имеет представления, о чем писал Джанни Родари, а потом предъявляет претензии к театру, что его ребенку было «невесело», то кто в этой ситуации виноват? Я убежден: ничто так не портит спектакль как неправильный зритель. Восприятие любого спектакля – это вопрос определенной зрительской культуры, и эту культуру надо воспитывать и дома, и в школе.

-Мне кажется, что спектакль «Путешествие Голубой Стрелы», не говоря уже о потрясающей истории, лежащей в его основе, был хорош уже тем, что познакомил ярославского зрителя совершенно с другой театральной эстетикой.  Как вы относитесь к тому, что в театре ставят разные режиссеры?

- Замечательно отношусь! Театр не должен превращаться в бесконечный «сериал» главного режиссера. Любое вливание «чужой крови» - это хорошо, это оздоравливает театр. Мне важно, что наш зритель увидел иную театральную эстетику, и что этот современный театр кукол состоялся на нашей сцене.

- К вопросу об иной театральной эстетике – вы планировали поставить спектакль «Скотный двор» Джорджа Оруэлла для взрослой аудитории, и эта информация особенно привлекла два года назад ярославскую прессу.  Что стало с этими планами?

- За это время художник уехал жить в Канаду, а работать «через океан» не так просто. Я не отказался от идеи поставить этот спектакль, но, другой вопрос, не запретит ли пьесу Оруэлла цензура к тому моменту, когда мои планы станут реальностью.  После скандала, который разгорелся вокруг оперы «Тангейзер» в Новосибирске, многие начинают дуть на воду, опасаясь, как бы чего не вышло.  Но, если доводить ситуацию до абсурда, то практически в любом спектакле можно найти что-то оскорбляющее чьи-то чувства. Пожалуйста, пример. «Золотой цыпленок» «оскорбляет чувства матерей», потому что герой говорит: «Лучшая мама на свете – это мой папа родной». «Колобок» - это покушение на убийство, а «Маша и медведь», где большой и сильный медведь коварством и силой удерживает в лесу маленькую девочку – это вообще половина статей уголовного кодекса…

Я думаю о взрослом репертуаре, но пока гипотетически. Не уверен, что ярославский зритель готов к серьезным взрослым спектаклям в театре кукол.

- Мысленно вспомнив репертуарную афишу, скажите, каких спектаклей не хватает, на ваш взгляд?

- Не хватает спектаклей выходного дня, для самой юной аудитории – 3-летних малышей. Спектакли, как люди, стареют, изживают себя, меняется эстетика… Именно для такой публики сейчас идет работа над спектаклем «Ладушки-ладушки» (режиссер - Елена Иванова, художник – Галина Солонина). Премьера этого спектакля состоится в начале следующего сезона, и почти след в след мы покажем ещё один новый спектакль, «Огниво» (режиссер Александр Ставиский, художник – Нелли Полякова).

-Мы незаметно перешли к планам. А над чем работаете непосредственно вы?

- Сейчас готовим вторую редакцию спектакля «Питер Пэн» по повести английского писателя Джеймса Барри. Материал очень богатый, и хочется сделать яркий, зрелищный спектакль. Уже под занавес этого сезона, надеюсь, спектакль встретится со зрителем.

rej

Материал подготовила Л.Сахарова

svoboda17gsvoboda17g

ВНИМАНИЕ! СПЕКТАКЛИ ПРОХОДЯТ ПО АДРЕСУ: Ярославль, ул.Свободы, 17 г, (В связи с проведением капитального ремонта в основном здании театра)96


 Обращаем Ваше внимание! Билет приобретается для каждого зрителя. По одному билету может пройти только один человек, независимо от возраста. Билет действителен только на указанное в нем число и время.


Для электронной покупки билетов пройдите по ссылкеКупить билеты онлайн     



Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 


94   94  94 94  94  94  94  94   94   94  94 

94  94  94  news_region tougether