Новости и события театра


Архив новостей
95
VK Banner-11.png

VK Banner-5.png

qr_code.png

 94

95

96

Госуслуги жкх

За расставанием будет встреча

За расставанием  будет встреча

Последние дни уходящего года –  время подводить итоги.  Для главного режиссера Ярославского театра кукол Алексея Смирнова – это время подытожить свое четырехлетнее руководство художественным процессом в театре: он принял решение отказаться от руководящей должности, сохранив, тем не менее, на будущее творческие отношения с театром. 

За это время в репертуарной афише театра появилось более десяти новых и возвращенных из «творческого отпуска» названий: это «Златовласка», «Котенок по имени Гав»», «Зимовье зверей», «Драма о царе Ироде», «Алиса-квест», «Колобок и Новый год», «Госпожа Метелица», «Питер Пэн», «Кентервильское привидение», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Некоторые из этих спектаклей успели стать лауреатами различных конкурсов и фестивалей, другим с восторгом аплодировали зрители во время гастрольных туров театра. Как бы то ни было, многие из постановок режиссера Смирнова стали очень заметным явлением в театральной жизни нашего города. А потому, не удивительно, что подводя итоги, мы заговорили с Алексеем Смирновым в первую очередь о самых памятных для него постановках.  Ответ был мгновенным:

- Это «Златовласка» и «Драма о царе Ироде». В этих постановках нам удалось достичь того высокого уровня ансамблевого существования артистов на сцене, на котором, по сути, и должен выпускаться каждый спектакль. Когда есть ансамбль, спектакль однозначно состоялся. А когда начинаешь выделять, что один артист сегодня играет блестяще, а другой – не дотягивает, это расщепляет целостное восприятие спектакля.

- У вас большой опыт постановочной работы в разных театрах страны. Чем, на ваш взгляд, отличается труппа Ярославского театра кукол?

- Это театр ярких индивидуальностей, которым очень непросто найти друг с другом общий язык. И дело тут не в разных театральных школах.

- Насколько подобная особенность труппы хороша  для режиссера?

- Это зависит от того, какие задачи он перед собой ставит. С таким коллективом можно сделать столько прекрасных моноспектаклей, сколько артистов в труппе. Но значительно труднее поставить спектакль, в котором занята часть, или, тем более, вся труппа. У нас в этом году были такие спектакли - «Добрыня Никитич» и «Питер Пэн», и это был очень непростой опыт.

- А чем плоха яркая актерская индивидуальность?

- Это вовсе не плохо! Но яркой индивидуальности труднее вписаться в ансамбль - для этого необходимо поступиться своей яркостью, а это очень непросто. Во время работы приходилось постоянно преодолевать эту самобытность, добиваться того, чтобы они хотя бы смотрели «в одну  сторону».  Потому что у нас каждый про себя считает, что он-то, разумеется, прав, в отличие от других… Огромным положительным итогом этих четырех лет я считаю то, что в результате работы труппы с талантливым композитором и необыкновенно одаренным педагогом Николаем Морозовым  артисты научились петь в ансамбле. Мы начали со «Златовласки» и через «Драму о царе Ироде» доросли до «Добрыни Никитича». И это, на мой взгляд, большое достижение! Но куда труднее добиться ансамбля в актерской игре… Мне кажется, что если бы я ставил «Добрыню» со студентами театрального института, я бы это сделал значительно быстрее и несопоставимо меньшими затратами.

-Почему?

- Дело в постоянном актерском тренинге. Для студентов – это естественное состояние, они постоянно тренируют вокал, сценическое движение и танец, у них постоянные уроки сценической речи. В нашем деле очень важно, чтобы человек все время был включен в профессию. Вот приезжали к нам в этом году поляки (TEATR ANIMACJI) со спектаклем «Забытые истории». Я был поражен тем, что польские артисты без команды режиссера сами вышли на сцену за 1,5 часа до начала спектакля, чтобы размять мышцы и резонаторы, проверить вокал… Да, там другая ситуация: артисты собираются на конкретный проект, и каждый выкладывается на спектакле на сто процентов, потому что в противном случае на другой проект тебя могут и не позвать. Но как бы то ни было, они показали совсем другой уровень отношения к актерской профессии. В наших театрах такого не увидишь. Конечно, любому режиссеру хочется работать с артистом, который умеет все. Ярославский театр кукол – поющий, и в дальнейшей работе я собираюсь использовать этот инструмент. То обстоятельство, что я ухожу с должности  главного режиссера, не означает, что я больше не буду ставить спектакли в этом театре. Уже начата работа по спектаклю «Дед Мороз из Дедморозовки» для будущей новогодней кампании. Начали переговоры по «Божественной комедии» Исидора Штока с художником Полиной Борисовой... Так что у нас впереди еще много интересной работы.

- Почему нельзя совместить постановку этих спектаклей с должностью главного режиссера?

- Когда ты становишься главным режиссером, ты перестаешь ставить то, что хочешь, а вынужден выстраивать творческий процесс, ориентируясь на производственную необходимость и учитывая самые разные обстоятельства – задержку в работе цехов, вводы артистов, и так далее. У меня нет массы качеств, которые необходимы хорошему руководителю, и в силу внутренних установок я не собираюсь в себе их воспитывать.  Меня в институте учили ставить спектакли, и вовсе не учили быть руководителем. Это две разные профессии.

- Но ведь у вас бы уже опыт руководства…

-Да, целый год я совмещал работу в Ярославском театре кукол с должностью главного режиссера в Московском областном театре, но, как только закончился мой контракт, я поставил точку в этом вопросе. Когда ты работаешь в театре как постановщик, очень многие проблемы тебя заведомо не касаются – ни хозяйственные, ни репертуарные, ни то, как будет (или не будет) продаваться этот спектакль. Есть договор, конкретные сроки постановки спектакля, и полная свобода творчества.

Я рад, что в театр кукол стали приходить на сдачи, на премьеры студенты нашего театрального института. Потому что Ярославский театр кукол обладает понятием особой театральности, которая сейчас уходит, к сожалению, из театров. Я ставил перед собой задачу удержать эту театральность. Многие студенты «театралки», выпускаясь из института, максимум что могут, это представить «я в предлагаемых обстоятельствах». Возможности же театра кукол неизмеримо больше! Мне искренне жаль тех, кто считает, что театр кукол - это только поросята, колобки и зайчики. Как актер, я начинал с таких спектаклей как «Пикник» Фернандо Аррабаля, «Всадник CUPTUM» по «Медному всаднику», я играл принца Тамино в «Волшебной флейте»… - и это те актерские работы, когда ты понимаешь, что ты можешь все.

В Петербурге новая детская литература прямо с прилавков книжных магазинов отправляется на театральные подмостки – там много театральных творческих объединений, готовых на эксперимент. И есть зритель, который готов смотреть, что получится из этого эксперимента. Ярославский театр кукол живет в другой системе координат. И зритель в Ярославле тоже другой.  

Восемь лет назад в Москве я поставил очень важный для меня спектакль «Солнечный луч», и хотя он был очень любим актерами, и занимал призовые места на фестивалях, он очень долго не мог найти своего зрителя. Но потом в этом театре мы поставили «Кентервильское привидение», «Можно попросить Нину?», и, наконец, зрители, пройдя через эти постановки, пришли к «Солнечному лучу» и приняли его. Зрителя тоже нужно растить и воспитывать. Мне было очень приятно, когда те же самые зрители приехали из Москвы в Ярославль на «Златовласку и на «Царя Ирода», потому что все, что поставил режиссер Смирнов в Москве, они уже посмотрели. А кто у нас в Ярославле интересуется фамилией режиссера?

- Но этот опыт показывает, что зрителя все-таки можно воспитать?

- Если стоит такая задача. Тогда был разработан большой перспективный план на пять лет вперед, продуман репертуар, проанализирована зрительская аудитория, и зритель рос вместе с театром от спектаклей «3+» к спектаклям «12+».  Ярославский театр кукол работает по-другому, и с точки зрения организации производства - очень грамотно.  Абонемент делает кассу, гарантирует заполняемость зала и выполнение плана. И это – стабильность, о которой многие мечтают. Я шесть лет работал свободным художником, исповедуя другой принцип – волка ноги кормят. И, как не покажется это странным, это состояние подхлестывает на эксперименты, на творчество, на ту свободу поступков, которую не можешь себе позволить в статусе главного режиссера.  Я благодарен Ярославскому театру кукол за полученный опыт, но для меня пришло другое время. 

смирнов

 Интервью записала Л.Сахарова

svoboda17gsvoboda17g

ВНИМАНИЕ! СПЕКТАКЛИ ПРОХОДЯТ ПО АДРЕСУ: Ярославль, ул.Свободы, 17 г, (В связи с проведением капитального ремонта в основном здании театра)96


 Обращаем Ваше внимание! Билет приобретается для каждого зрителя. По одному билету может пройти только один человек, независимо от возраста. Билет действителен только на указанное в нем число и время.


Для электронной покупки билетов пройдите по ссылкеКупить билеты онлайн     



Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 


94   94  94 94  94  94  94  94   94   94  94 

94  94  94  news_region tougether